%D0%BC%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D1%8C %D0%BD%D0%B0 %D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B7 %D0%BA%D1%83%D1%85%D0%BD%D0%B8

Искусство резьбы по дереву достигло высокого уровня развития раньше, чем появились мебельные изделия в их сложившейся форме. Уже самую раннюю мебель из дерева украшали орнаментом, состоящий из многих точек, штрихов, зигзагообразной и волнистой линий, кругов. Появляются также стилизованные изображения и символы окружающих предметов и животных: птицу изображает крест, змею – зигзагообразная линия. В первобытном хозяйстве не было стульев или кресел, люди сидели на матах или шкурах, камнях или пнях. Но когда возникала необходимость подчеркнуть привилегированное положение вождя или жреца, появились выполненные с особым усердием сиденья с опорами в виде фигуры человека или животного, аналогичные тем прекрасным образцам, которые можно было видеть в недавнем прошлом в ряду племен Африки. Так зарождалась первая художественная мебель.

В более дорогих моделях применяют материалы на основе холлофайбера (волокно, в форме спиральной пружины) – уникрол, дюрафил, термостар. Такие материалы быстро восстанавливаются после смятия и служат достаточно долго. Также в последнее время стали использовать в виде наполнителя латекс – довольно дорогостоящий материал, но практичный и долговечный. Особое внимание при покупке дивана также следует уделить внимание ткани, из которой выполнена обивка. Желательно, чтобы обивочная ткань была пропитана тефлоном, который защитит ее от влаги, грязи и пыли. Конечно, такой диван будет стоить достаточно дорого. Более дешевый вариант – напыление тефлона, но защитные свойства такой ткани гораздо ниже.

Новая Мебель

Кроме встроенных скамеек, древней формой мебели были переносные лавы. Обычное место скамеек – у стола. Наиболее архаичный вариант-скамейка, сделанная из тесаного древесного ствола с обрубленными сучьями-ножками. Нередко использовались приставные скамьи с двумя ножками на одном торце, другим торцом ложившимся на стационарную скамейку или вставлявшимся в соответствующие пазы в стене. Принцип изготовления приставных лав аналогичен архаическим образом переносной лавы. Тем не менее, были переносные скамьи современного типа – с четырьмя ножками или с заменяющими их глухими досками по концам. Скамьи дополнялись спинками. Их делали из тонких липовых досок, которые затем пришивались лозой к брусьям спинки лавы или прикреплялись балясинами. В городском быту более позднего времени были известны переметные скамьи с откидной спинкой-переметом. Обычно спинки рядов орнаментировались. Боковины рядов украшались прорезным орнаментом, а возможно, дополнялись подлокотниками, оформляемыми объемными скульптурными изображениями. Так мы склонны объяснять разные части зооморфных скульптур новгородской коллекции со следами скола от какого-то большого предмета.

Именно в этот период мебель стала привычным повседневным реквизитом – предметом интерьера. Сундук в те времена был объектом творческого интереса и был символом благополучия семьи. Его переднюю стенку обычно покрывали рельефами и рядами стрельчатых аркад. Украшениями также служили изящные фронтоны, фиалы, розетки, крестоцветы и человеческие фигуры. Орнамент зависел и от породы дерева. Так, например, в Южной Германии, Тироле и Австрии из хвойного дерева создавались лиственные завитки на синем или красном фоне. В Скандинавии, Англии, Северной Италии и Испании пользовалось хорошо обстругиваемое жесткое дерево. В других странах мебель украшалась завитками, кустами и гирляндами из цветов и плодов.